Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • Воронежская областная Дума
  • Избирателю
  • Депутаты
Закрыть

Состоялось выездное заседание Комитета Воронежской областной Думы по бюджетной политике, налогам и финансам

Заседание провел председатель Комитета Александр Вериковский.

Главной темой заседания, прошедшего 15 мая на площадке МКУК «Районный дом культуры» Кантемировского муниципального района, стали налоговые льготы и преференции, а также их влияние на доходы областного бюджета и бюджеты муниципальных образований.

В мероприятии приняли участие депутаты Воронежской областной Думы Александр Вериковский, Иван Мошуров, Николай Домнич, Николай Колосков, Владимир Колыхалин, Василий Остроушко, Александр Пешиков, председатель Контрольно-счетной палаты Воронежской области, заместители руководителей управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, департамента финансов, департамента экономического развития, а также представители органов местного самоуправления и депутатов райсоветов Богучарского, Бутурлиновского, Воробьевского, Кантемировского, Каменского, Калачеевского, Ольховатского, Петропавловского, Россошанского муниципальных районов.

Открывая заседание, Александр Вериковский отметил актуальность его повестки в связи с тем, что сегодня уже формируется региональный бюджет на 2019 и плановый период 2020-2021 годов. Кроме того, налоговые льготы и преференции являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации. Их предоставление направлено на решение задач государственной политики, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической деятельности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, налоговые льготы и преференции фактически являются налоговыми расходами государства и служат альтернативой прямым бюджетным расходам.

– Предоставление налоговых льгот сопряжено с возникновением выпадающих налоговых доходов бюджетов бюджетной системы, поэтому от эффективного решения задачи оценки и оптимизации налоговых льгот зависит устранение дисбалансов бюджетов субъектов Российской Федерации, - подчеркнул Александр Вериковский.

В последние годы расширяются полномочия органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления в части принятия решений о предоставлении отдельных видов налоговых льгот и преференций.

Председатель Комитета по бюджетной политике, налогам и финансам также напомнил, что на федеральном уровне была разработана Методика оценки эффективности налоговых льгот субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая предполагает два этапа – оценку целесообразности осуществления налоговых льгот и оценку их результативности. Данные факторы будут приниматься во внимание при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики в части целесообразности сохранения соответствующих налоговых льгот в очередном финансовом году и плановом периоде, а также будут направляться в Минфин РФ в рамках представления расходов регионов.

Далее в своем выступлении первый заместитель руководителя департамента финансов Воронежской области Алексей Чибисов представил оценку эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Вначале докладчик информировал участников заседания, что основным направлением налоговой политики государства сегодня является поэтапное сокращение налоговых льгот как на федеральном, так и региональном уровне. В Воронежской области такая работа проводится на протяжении последних лет, и неэффективные налоговые льготы планомерно упраздняются.

Алексей Чибисов отметил, что общая сумма налоговых льгот в Воронежской области в 2016 году составила более 3 млрд рублей. Из них 2 млрд 157 млн рублей – это льготы, предоставляемые региональным законодательством, и около 900 млн органами местного самоуправления. Наибольшая сумма региональных льгот приходится на организации, которые реализуют на территории области инвестиционные проекты (более 1 млрд рублей), организации, осуществляющие лизинг авиатехники (порядка 326 млн рублей) и организаций, производящих сельхозпродукцию (280 млн рублей).

Если рассматривать льготы в разрезе налогов, то здесь лидирует налог на имущество организаций – он предоставлен в регионе на сумму более 1млрд 654 млн рублей.

Основная доля льгот (79% или 585 млн рублей), предоставляемых органами местного самоуправления, приходится на организации бюджетной сферы, финансируемые из областного и местных бюджетов. Льготы на сумму 126,5 млн рублей предоставлены различным категориям граждан – от пенсионеров до многодетных семей.

Докладчик также подробно ознакомил участников заседания с основными положениями Методики оценки эффективности налоговых льгот субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Документ сегодня размещен для ознакомления на сайте Минфина РФ, и будет принят правительством РФ уже в текущем году. Методикой предусмотрено установление жестких условий эффективности налоговых льгот для всех субъектов РФ и муниципальных образований, снижение дотации региону при наличии неэффективных налоговых льгот, обязательная отмена субъектом РФ и муниципальными образованиями подобных льгот.

Алексей Чибисов рекомендовал представителям органов местного самоуправления провести комплексный анализ эффективности налоговых льгот на своих территориях, внести изменения в планы по сокращению неэффективных налоговых льгот с учетом проведенной оценки и ограничить предоставление новых налоговых льгот.

Игорь Кумицкий, первый заместитель департамента экономического развития Воронежской области в своем выступлении отметил, что упорядочение налоговых льгот – тренд последнего пятилетия.

– В конце девяностых годов прошлого века льготы устанавливались едва ли не в индивидуальном порядке – были сотни нормативных правовых актов, которые регламентировали их предоставление и разобраться в них, а тем более оценить эффективность было практически не возможно. В «нулевые» годы нынешнего века было введено предоставление льгот по отдельным категориям, что я расцениваю как большой шаг в процессе их регулирования. И последние несколько лет на первый план выходит оценка эффективности предоставления налоговых льгот, – отметил докладчик.

Результат этой работы налицо: за последние пять лет объем региональных налоговых льгот был снижен в 2,1 раза – с 4,4 до 2,1 млрд рублей. Оптимизация шла в нескольких направлениях. Во-первых, были отменены все льготы, носившие технический характер, а также льготы, увеличивающие нерациональные встречные финансовые потоки.

Таким образом удалось сократить объем неэффективных льгот на сумму 827 млн рублей. Во-вторых, региональные власти поэтапно отменяли льготы с отрицательной бюджетной эффективностью на общую сумму более 500 млн рублей (лизинг спецтехники, объекты жилищного фонда, индивидуальные льготы в отношении действующих предприятий и т.д.). По ряду направлений объем преференций был наоборот увеличен. В первую очередь это касается льгот, направленных на поддержку инвестиционной деятельности (выросли более чем на 702 млн рублей), а также льгот социальной направленности (выросли на 139 млн рублей).

По данным Минфина, за четыре последних года соотношение недополученных доходов по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в результате действия областных налоговых льгот к общему объему поступивших региональных налогов и налогов на прибыль организаций снизилось в 4 раза. Минфин относит Воронежскую область к категории субъектам РФ с высоким качеством управления финансами.

– Безусловно, нареканий от депутатского корпуса, представителей местного самоуправления, отраслевых организаций (в частности, здравоохранения) в отношении процесса оптимизации много. Есть сферы, которые в финансовом плане действительно смотрятся при первом приближении пострадавшими. Мы готовы вырабатывать консолидированное взвешенное решение по всем высказанным претензиям. Но в первую очередь здесь надо рассматривать вопрос не возврата налоговых льгот, а совершенствования качества бюджетного планирования деятельности учреждений, – резюмировал Игорь Кумицкий.

В своем докладе заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области Наталья Харченко затронула тему нового порядка уплаты налога на имущество физлиц с 1 января 2016 года, а также проблемные вопросы, касающиеся земельного налога (и соответствующих льгот при их уплате). Кроме того, она ознакомила участников заседания с изменениями Налогового кодекса, которые должны вступить в силу в текущем году. В частности утвержден налоговый вычет для физлиц, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка. Он будет применяться при исчислении земельного налога за 2017 год и последующие годы. Право на вычет получат пенсионеры и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Российской Федерации и т.д. В связи с этим выпадающие доходы в муниципальных образованиях региона, по оценке налоговиков, составят от 10 до 21%.

Учитывая все вышеперечисленное, одной из главных задача органов местного самоуправления УФНС по Воронежской области в ближайшее время видит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, активизацию работы по инвентаризации земельных участков с целью их постановки на кадастровый учет и выявление нецелевого использования земельных участков, а также инвентаризацию объектов недвижимости, на которые выдано разрешение на строительство от 3 до 5 лет назад.

Тема эффективности администрирования финансов на уровне муниципальных образований также прозвучала в информационном сообщении председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Вячеслава Олемского. Он рассказал о мерах по развитию доходной базы бюджетов. Докладчик отметил, что использование налоговых преференций, безусловно, важное, но не единственное направление работы по повышению наполняемости бюджета. По-прежнему актуальными остаются вопросы легализации доходов физических лиц, роста эффективности работы администраторов доходов, повышения качества управления государственным и муниципальным имуществом.

В завершении выступления председатель КСП подчеркнул, что одним из важных условий создания стабильной финансовой основы для решения задач социально-экономического развития территорий и повышения уровня жизни граждан является конструктивное взаимодействие всех участников бюджетного процесса, в том числе законодательной и исполнительной власти региона и органов местного самоуправления. В Воронежской области необходимый уровень взаимопонимания достигнут.

В ходе заседания докладчики ответили на ряд вопросов, прозвучавших как от депутатского корпуса, так и от представителей органов местного самоуправления.

Резюмируя итоги выездного заседания, председатель Комитета по бюджетной политике, налогам и финансам Воронежской областной Думы Александр Вериковский подчеркнул, что сегодня предоставляемые льготы должны иметь одновременно и социальный, и экономический эффект.

– С одной стороны мы не должны допустить чрезмерной налоговой нагрузки на жителей области и организации, а с другой стороны – необходимо обеспечить максимальную наполняемость бюджетов для развития муниципальных территорий и выполнение социальных обязательств перед гражданами в полном объеме. Найти золотую середину в этом процессе – наша главная задача. Все пожелания и вопросы, прозвучавшие на сегодняшнем заседании (а их около двух десятков), будут тщательно проработаны депутатским корпусом, и Комитет выдаст на их основе пакет рекомендаций исполнительным органам власти региона и органам местного самоуправления для дальнейшей эффективной реализации налоговой политики. Кроме того, некоторые озвученные предложения могут стать основой для разработки ряда законотворческих инициатив, – сказал Александр Вериковский.