Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • Воронежская областная Дума
  • Избирателю
  • Депутаты
Закрыть

Комитеты Воронежской областной Думы по ЖКХ, энергетике и тарифами и по строительной политике обсудили перспективы внедрения цифровых технологий в сфере ЖКХ

Актуальные вопросы взаимодействия государства, бизнеса и потребителей при развитии умного жилищно-коммунального хозяйства были подняты в ходе экспертной сессии, организованной Комитетом по ЖКХ, энергетике и тарифами, а также Комитетом по строительной политике Воронежской областной Думы на площадке 45-го межрегионального форума-выставки «Строительство. ЖКХ».

Экспертная сессия на тему «Умное ЖКХ – качество жизни. Как повысить Качество ЖКХ с минимальными затратами» состоялась 26 октября в рамках совместного заседания Комитетов.

Заседание провели председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифам Татьяна Головачёва и председатель Комитета по строительной политике Сергей Колодяжный. В дискуссии и тематических мероприятиях Форума приняли участие депутаты Воронежской областной Думы Николай Назаров, Владимир Свиридов, Иван Таратин, Сергей Гончаров, Пётр Михин, Пётр Семенов, Анатолий Шмыгалёв, Евгений Хамин. В экспертной сессии также приняли участие представители управляющих компаний, энергогенерирующих и энергосбытовых организаций, заместители глав администраций муниципальных образований Воронежской области по ЖКХ, представители компаний-застройщиков, подрядных организаций.

Открывая совместное заседание, Татьяна Головачёва отметила актуальность темы.

– 11 октября в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение реализации национального проекта «Жилье и городская среда», разработанного Правительством по поручению Президента РФ Владимира Путина. Мероприятие было призвано определить, какие законы необходимо усовершенствовать или разработать для эффективной реализации задач, обозначенных в нацпроекте. Кроме того, слушания дали понимание, какими кадровыми, технологическими и иными ресурсами для этого обладают регионы. Интересно, что термины умное городское пространство и умное ЖКХ все чаще звучали в выступлениях экспертов, причем не как элементы какого-то отдаленного будущего, а как составляющая сегодняшних реалий, – подчеркнула председатель Комитета по ЖКХ, энергетике и тарифами.

В своем вступительном слове Сергей Колодяжный акцентировал внимание на важности вовлечения профессионалов в процесс развития современной городской среды и ЖКХ: высокие технологии требуют новых компетенций.

– Региональные высшие учебные заведения обладают всем необходимым, чтобы стать основными поставщиками квалифицированных специалистов для этих отраслей, – подчеркнул председатель Комитета по строительной политике.

Затем с докладом на тему «Умный город» – стратегия будущего» выступил первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по городскому хозяйству Сергей Петрин.

Он рассказал, что ведомственный проект «Цифровизация городского хозяйства «Умный город», разработан в рамках Нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа, которая имеет период реализации с 2019 по 2024 год, является объединяющей для проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства, формирования комфортной городской среды, повышения эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создания инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством. Проект должен решить ряд ключевых задач. Во-первых, способствовать увеличению количества организаций, управляющих жилищным фондом, а также ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации в городах. Во-вторых, предполагает рост количества многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета потребления коммунальных ресурсов с возможностью дистанционной передачи данных в режиме онлайн. В-третьих, увеличить количество жителей городов, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий.

Докладчик также подчеркнул, что основными целями реализации национального проекта «Цифровая экономика» на муниципальном уровне являются повышение качества жизни граждан, повышение качества муниципального управления, привлечение инвестиций в отрасль.

Все это будет базироваться на ряде муниципальных приоритетов и проектов. Так, в сфере управления городской средой потребуется создать интеллектуальную транспортную систему Воронежа, продолжить формирование комфортной городской среды и системы «Безопасный город», повысить качество услуг ЖКХ за счет создания геоинформационной системы городского округа (включая комплекс управления градостроительной деятельностью).

Также в приоритетах совершенствование внутренних процессов муниципального управления, формирование молодежного кадрового резерва и его эффективное использование, цифровизация рутинных процессов административно-хозяйственной деятельности, создание удобных цифровых сервисов для граждан и бизнеса (как государственных, так и коммерческих).

В ходе экспертной сессии перед участниками заседания также выступила руководитель государственной жилищной инспекции Воронежской области Диана Гончарова, которая затронула актуальную проблему учета энергоресурсов. Она отметила, что на сегодняшний день в регионе отмечается заинтересованность собственников помещений в МКД оплачивать коммунальные ресурсы на содержание общего имущества не по нормативам, а исходя из фактических объемов потребления ресурсов дома. При этом существую риски роста размера платы в связи с принятием решения об оплате коммунальных ресурсов исходя из показаний ОДПУ. В частности, объем потребления по показаниям ОДПУ отличается в каждом месяце и может превышать объем потребления, рассчитанный исходя из нормативов. Кроме того, объем коммунальных ресурсов на содержание общего имущества может определяться некорректно из-за недостоверных сведений об объемах индивидуального потребления коммунальных ресурсов.

Снизить риски роста размера платы граждан, отмечает Диана Гончарова, можно внедрением элементов умного ЖКХ. В частности, за счет оснащения МКД автоматизированными информационно-измерительными системами учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг с возможностью одномоментного снятия показаний ОДПУ и ИПУ. Это обеспечит мониторинг поставки коммунальных ресурсов в МКД и контроль показателей энергопотребления и энергоэффективности, а также информирование о попытках фальсифицировать показания ИПУ при несанкционированном вмешательстве в работу приборов учета.

С участниками сессии своим опытом и в сфере практического внедрения элементов умного ЖКХ (организация дистанционного учета потребления коммунальных ресурсов, автоматизация расчетов с потребителями, варианты создания современных проектов градостроительства и т.д.) поделились разработчики комплексных программных и инженерных решений в жилищно-коммунальной отрасли.

Завершил информационную часть мероприятия доклад и.о. директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области Владимира Левцева. Руководитель фонда представил сообщение об участии региона в проекте по государственной поддержке энергоэффективного капитального ремонта в многоквартирных домах на примере двух реализованных в Воронеже пилотных проектов. Это позволило улучшить жилищные условия 1119 человек и сократить расходы собственников помещений в отремонтированных домах более чем на 20% (размер годовой экономии средств на оплату коммунальных услуг по 2 домам составил почти 2,5 млн рублей). По словам Владимира Левцева, фонд провел работу по формированию нового перечня объектов, которые могли бы войти в программу господдержки энергоэффективного ремонта. По предварительным оценкам в следующем году получить софинансирование из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ могут 10 многоквартирных домов: 4 в Воронеже и 6 в муниципальных районах области.

В ходе дальнейшего обсуждения темы, как докладчики, так и представители экспертного сообщества не раз подчеркивали потребность в выработке законодательных новаций, регулирующих сферу внедрения цифровых технологий в ЖКХ. Это необходимо в связи с прогнозируемым выявлением в процессе реализации проектов правовых коллизий и пробелов, прямых запретов действующего законодательства, отсутствия норм регулирования в соответствующих отраслях и т.д.

Подводя итоги сессии, областные парламентарии отметили, что сегодня требуется провести серьезный первичный анализ проявившихся правовых проблем реализации проектов в сфере умного ЖКХ для подготовки предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также выработать рекомендации руководителям проектов для дальнейших действий, направленных на продолжение реализации программ в текущих условиях правовых рисков.