Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • Воронежская областная Дума
  • Избирателю
  • Депутаты
Закрыть

В 2019 году в Воронежской области установят водоохранные зоны на протяжении 3127 км

Вопрос соблюдения режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, обсудили 3 июня участники еженедельного оперативного совещания под председательством губернатора Александра Гусева.

В заседании принял участие председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов и депутаты регионального парламента.

Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области Вячеслав Перегудов, выступая с докладом, напомнил, что основным принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Наиболее крупными водными объектами на территории Воронежской области являются реки Дон, Воронеж, Усмань, Хопер, Битюг, Воронежское водохранилище. В соответствии с Водным кодексом РФ в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны (200 м) и прибрежные  защитные полосы (30–50 м) водных объектов со специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности на данных территориях.

Управление осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в том числе в сфере соблюдения режима использования водоохранных зон. Так, за предыдущие три года Управлением было проведено более 200 рейдовых мероприятий,  в результате которых выявлено и привлечено к административной ответственности 114 нарушителей, из них 89 граждан и 25 юридических лиц.

Наиболее частыми нарушениями являются несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, несоблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта, в водоохраной зоне водного объекта в части движения и стоянки транспортных средств, размещения отвалов размываемых грунтов, отсутствия сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения.

Вячеслав Перегудов подчеркнул, что наиболее остро проблема соблюдения режима водоохранных зон и ограничения доступа к водному объекту и его береговой полосе стоит в городском округе город Воронеж (Воронежское водохранилище), в Новоусманском (р. Усмань) и Рамонском районах (р. Воронеж).

Правилами охраны поверхностных водных объектов предусмотрен ряд мер, из которых к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Департаментом природных ресурсов и экологии в рамках переданных полномочий проведены  мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на 8 водных объектах. Органы местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями обеспечивают свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования. Кроме того, органы местного самоуправления выдают разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Анализ представленной органами местного самоуправления информации показал, что лишь в 5 районах разработаны Правила охраны водных объектов (Нижнедевицкий, Лискинский, Панинский, Поворинский, Таловский).

В районах проводятся рейдовые осмотры территорий водоохранных зон. Докладчик пояснил, что большинство муниципальных образований сообщили, что проблем использования территорий водоохранных зон с нарушением установленных требований, в том числе случаев перегораживания береговой полосы, не имеется. В то же время Управлением систематически выявляются нарушения требований и ограничений, установленных Водным кодексом РФ, в, частности, в городе Воронеже, в Рамонском и Новоусманском муниципальных районах.

В целом, как подчеркнул Вячеслав Перегудов, соблюдение запретов и ограничений режима использования водоохраных зон должно обеспечиваться путем согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления по установлению границ водного объекта, его прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны; соблюдению запрета на приватизацию береговой полосы водного объекта; использованию земельных участков в границах водоохранных зон, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, в соответствии с целевым назначением и режимом их использования; строительству и вводу объекта хозяйственной и иной деятельности в эксплуатации, расположенного в границах водоохранных зон, при условии наличия сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения.

Руководитель департамента природных ресурсов и экологии области Алексей Карякин, в свою очередь, отметил, что мероприятия по охране водных объектов на территории нашего региона долгое время сводились к расчистке русел рек, утративших способность к самоочищению. Анализ экологических практик других регионов показал, что следование по такому пути не позволяет в полной мере решить задачу сохранения водных объектов. Так, согласно официальным данным на территории Воронежской области расположены 1 343 реки и временных водотока суммарной длиной 14 272 км. Соответственно, проведение исключительно работ по расчистке водотоков такой протяженности потребует колоссальных временных и финансовых ресурсов, а на практике это мало реализуемо.

В этой связи более эффективным и реалистичным способом уменьшения антропогенного воздействия на водотоки является, по словам Алексея Карякина, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в которых водным и земельным законодательством закреплен особый режим использования территорий, направленный на снижение негативного воздействия на сами водные объекты  и прилегающие к ним земельные участки.

В первую очередь департаментом были организованы работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на 8 крупнейших водных объектах – реках Дон, Воронеж, Битюг, Хопер, Усмань, Тихая Сосна, Тамлык и Воронежском водохранилище. Общая протяженность установленных зон с особыми условиями использования территорий – 2 659 км.

В текущем году планируется завершить работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на протяжении 3127 км у 16 водных объектов. В 2020 году зоны с особыми условиями использования территории будут определены еще у 29 водных объектов на протяжении 2122 км.

Установленные границы в соответствии с требованиями действующего законодательства передаются департаментом для внесения в единый реестр недвижимости и государственный водный реестр.

В результате проводимых работ количество определенных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на начало 2019 года составляло порядка 9% от необходимого, к концу года возрастет до 20%, а к концу 2020 года приблизится к 30%.

Для информирования населения проведены работы по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на протяжении 1493 км шести водных объектов – рек Тихая Сосна, Усмань, Хопер, Битюг, Воронеж и Воронежского водохранилища. Общая численность установленных информационных знаков – 963 штуки. Со следующего года департаментом планируется продолжить эту работу по установке новых информационных знаков, а также обновлению пришедших в негодность.