Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • Воронежская областная Дума
  • Избирателю
  • Депутаты
Закрыть

Депутаты Воронежской областной Думы обсудили реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» в регионе

Дискуссия состоялась в ходе совместного заседания Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифам и Комитета по строительной политике.

Актуальные вопросы взаимодействия государства, муниципалитетов, строительного бизнеса и граждан в ходе реализации федеральных проектов, направленных на формирование комфортной городской среды и доступного современного жилья, были обсуждены по поручению председателя Воронежской областной Думы Владимира Нетёсова на площадке 46-го межрегионального форума-выставки «Строительство. ЖКХ».

Заседание провели председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифам Татьяна Головачёва и председатель Комитета по строительной политике Сергей Колодяжный. В обсуждении темы приняли участие депутаты Воронежской областной Думы Иван Куликов, Николай Назаров, Сергей Пинкевич, Владимир Свиридов, Пётр Михин, Анатолий Шмыгалёв. В дискуссии также приняли участие руководители исполнительных органов власти региона, главы администраций муниципальных образований Воронежской области, представители управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, представители компаний-застройщиков, эксперты в сфере ЖКХ, архитекторы.

Открыла обсуждение Татьяна Головачёва. Она отметила, что в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» реализуются четыре федеральных проекта: «Жилье», «Ипотека», «Комфортная городская среда», «Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилого фонда». Все мероприятия в рамках этих проектов находятся на парламентском контроле.

Замруководителя департамента строительной политики Воронежской области Артур Кулешов рассказал о мероприятиях федерального проекта «Жилье», целью которого является увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год. Для выполнения данной задачи на региональном уровне будет реализовываться ряд мероприятий, в том числе направленных на создание социальной и инженерной инфраструктуры в проектах комплексного развития новых и застроенных территорий.

В текущем году на строительство социальных объектов в рамках комплексной застройки выделены бюджетные ассигнования в сумме более 3,2 млрд рублей (почти 1,5 млрд из них – из областного бюджета), с плановым объемом ввода жилья в рамках программы стимулирования – 228,2 тыс. кв. метров.

Предусмотренный в текущем году объем денежных средств позволил завершить строительство начатых в 2017 и 2018 годах пяти общеобразовательных школ мощностью 5 874 места, трех детских садов мощностью 860 мест и начать строительство двух новых общеобразовательных школ мощностью 2 324 места и одного детского сада на 250 мест.

В настоящее время в рамках реализации федерального проекта «Жилье» согласована заявка Воронежской области на строительство новых объектов на 2020 год. В нее вошли поликлиника на 1100 посещений в смену и станции скорой медпомощи на 10 бригад на Московском проспекте, 142у, общеобразовательная школа на 1224 места в Борисоглебском городском округе, общеобразовательной школа на 1100 мест в селе Новая Усмань, детский сад на 300 мест по ул. Артамонова в Воронеже, строительство автомобильной дороги по ул. Богатырская в Воронеже. Предварительно утвержденный объем ассигнований из федерального бюджета на эти цели составляет 1,5 млрд рублей.

Кроме того, ведется работа по подготовке заявки Воронежской области на строительство объектов на 2021 год, в том числе двух поликлиник и трех школ в кварталах комплексной застройки.

Далее с докладом «Ипотечное кредитование как основной инструмент формирования спроса на рынке жилья» выступил генеральный директор Агентства жилищного ипотечного кредитования Воронежской области Сергей Панюков. Он рассказал, что Воронежская область по количеству и объемам выдачи ипотечных кредитов занимает третье место после Москвы и Московской области в Центральном Федеральном округе. В прошлом году у нас было выдано 23 тысячи ипотечных кредитов на сумму 38 млрд. рублей. Это больше, чем в предыдущем году: по объему – на 51%, по количеству сделок – на 39%. Существенный рост ипотеки был обусловлен снижением ипотечной ставки до 9,41%. Но в 2019 году темпы роста ипотеки замедлились на 8% в связи с повышением ставки до 10,55%. Однако сейчас вновь ожидается повышение спроса в связи со снижением ставки ниже уровня 10% годовых.

Ежегодные объемы ввода современного многоквартирного жилья обеспечивают воронежцам возможность поменять свое жилье на более просторное и комфортное. Однако его высокая стоимость приводит к тому, что платежеспособный спрос на новостройки в 2 раза ниже предложения. В таких условиях ипотека остается единственным инструментом поддержки платежеспособного спроса на жилье. Тем не менее, жилищное кредитование пока охватывает небольшую долю населения. В Воронежской области доля семей, которые могли купить квартиру в ипотеку в 2018 году составила всего 28,6%.

Для категории, чей среднедушевой доход не позволяет обслуживать ипотеку по сегодняшним ставкам, существует государственная, в том числе областная поддержка. Так, в целях поддержки семей при рождении второго и последующего ребенка реализуется федеральная программа «Семейная ипотека». Ставки по ней сегодня составляют 4,9-5% годовых. Программа действует для тех, у кого ребенок родился после 1 января 2018 года, поэтому необходимо время, чтобы она «набрала обороты». Тем не менее, за 8 месяцев 2019 года в Воронежской области уже выдано более 300 млн рублей «Семейной ипотеки».

Помимо участия в федеральных программах, правительство Воронежской области реализует собственные мероприятия, направленные на снижение процентной ставки для семей с невысокими доходами. Ежегодно до трехсот семей получают ипотечные займы по ставкам на 0,7% ниже среднерыночных в Агентстве жилищного ипотечного кредитования Воронежской области. Кроме того, на региональном уровне осуществляется адресная поддержка многодетных семей с 3-мя и более детьми, молодых семей из числа квалифицированных специалистов (имеющих детей), семей с детьми-инвалидами или усыновивших детей, работников бюджетной сферы. Основным критерием для оказания поддержки является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется более 55 млн рублей, поддержку в виде субсидий получают от 150 до 200 семей.

В настоящее время прорабатывается вопрос об областной программе льготного кредитования медицинских работников в составе комплекса иных мероприятий, направленных на доукомплектование медицинских организаций первичного звена. В случае ее принятия, данная категория специалистов сможет приобретать жилье в ипотеку по ставке не выше 6% годовых.

Затем участники заседания обсудили опыт работы крупнейших застройщиков Воронежской области в условиях перехода на проектное финансирование.

О том, что делается в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в городском округе город Воронеж доложил первый заместитель главы администрации городского округа Сергей Петрин. Он сообщил, что в 2019 году за счет средств федерального, областного и городского бюджетов в Воронеже благоустроены 74 дворовые территории. Работы уже полностью завершены, сегодня идет комиссионная приемка. Завершены также работы по благоустройству бульвара на ул. Димитрова, прошла реконструкция сквера им. Пушкина и территории, прилегающей к Театру оперы и балета. Продолжается реновация парка «Орленок» (его планируется открыть для посетителей летом 2020 года).

Особое внимание при проектировании комфортной городской среды было уделено созданию и обустройству малых общественных пространств – это компактные и комфортные городские территории, которые находятся в непосредственной близости к местам проживания воронежцев, в шаговой доступности. В 2019 году в Воронеже проводятся работы на 39 таких пространствах. Общий объем финансирования составил 71 млн рублей. Сергей Петрин отметил, что в программе принимают участие все больше представителей бизнеса и простых воронежцев, в том числе, в рамках ТОСов. В 2019 году объем внебюджетного финансирования благоустройства малых общественных пространств составил 42 млн рублей.

Докладчик также рассказал о реализации проекта «Умные остановки» (сегодня в Воронеже установлено уже 5 остановочных комплексов современного формата и работы за счет внебюджетных средств продолжатся в 2020 году) и мероприятии по праздничному иллюминационному оформлению города.

Он также анонсировал, что в 2019 году планируется завершить разработку концепции развития Петровской набережной и парковой зоны «Бринкманский сад», а также разработку проектно-сметной документации по реконструкции парка «Южный» и проспекта Революции.

Далее о механизмах расселения аварийного жилья в рамках национального проекта рассказал руководитель управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж Олег Зацепин. Сегодня в городе, как и в регионе, реализуется задача по устойчивому сокращению непригодного жилья. Для ее исполнения в период с 2019 по 2025 годы в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» ведется переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках нацпроекта с 2019 до 1 сентября 2025 года будут расселены 25 аварийных многоквартирных домов, где проживает более 1110 человек. Общая площадь непригодного для проживания жилья составляет 15 тысяч кв. м. Докладчик отметил, что реализация I этапа программы осуществляется с опережением. Так, до конца этого года планируется расселить полностью два дома, при первоначальном плане один дом. Остальные 3 дома первого этапа программы будут расселены до конца 2020 года в соответствии с утвержденным графиком.

Стоить отметить, что не дожидаясь реализации федерального проекта, в 2018 году из областного бюджета были выделены средства в размере почти 630 млн рублей с софинансированием из местных бюджетов для переселения 1 511 человек из 753 жилых помещений общей площадью 20,7 тыс. кв. м., 45 аварийных домов. В Воронеже по этой двухлетней программе практически уже расселено 24 дома.

В ходе заседания участники рассмотрели также опыт реализации проектов благоустройства общественных пространств на примере Новохопёрского, Бобровского и Новоусманского муниципальных районов.

В ходе заседания депутаты также заслушали доклад председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрея Широкова, который проинформировал о работе над проектом Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2035 года. Главной задачей государства является создание к 2035 году нормативно-правовой базы, которая сделает максимально прозрачными и взаимовыгодными отношения заказчиков – собственников жилья и представителей бизнеса, оказывающих им услуги.