Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • Воронежская областная Дума
  • Избирателю
  • Депутаты
Закрыть

Состоялось заседание Комитета по бюджетной политике, налогам и финансам

В рамках заседания парламентарии заслушали отчет представителей финансово-экономического блока регионального правительства.

Заседание прошло в Парламентском центре. Главной темой повестки дня стали доклады руководителей профильных департаментов и управлений региона об их деятельности в 2020 году и перспективах на 2021 год.

Заседание провел заместитель председателя Воронежской областной Думы, председатель Комитета по бюджетной политике, налогам и финансам Николай Колосков. В обсуждении итогов работы департаментов финансов, экономического развития, а также управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области приняли участие депутаты Владимир Верзилин, Александр Вериковский, Иван Воробьёв, Елена Губина, Александр Князев, Денис Рослик.

К участию в заседании также были приглашены полномочный представитель губернатора Воронежской области в региональном парламенте Александр Попов и председатель областной Контрольно-счетной палаты Игорь Селютин.

Об итогах работы за 2020 год депутатам рассказал первый заместитель руководителя департамента финансов Воронежской области Алексей Чибисов. В частности, он подробно остановился на исполнении бюджета региона за прошлый год.

Доходы областного бюджета составили 144 млрд рублей (плюс 25,1 млрд к уровню 2019 года), расходы — чуть более 137,6 млрд рублей (плюс 22,1 млрд к 2019 году). Таким образом бюджет региона был исполнен с профицитом почти в 6,4 млрд рублей. Докладчик отметил, что уже при изначальном формировании областной бюджет был сбалансирован и реален к исполнению без увеличения долговой нагрузки. При этом в казне были предусмотрены резервы для распределения по приоритетным направлениям расходов.

Всего собственные доходы области в прошлом году составили 94,4 млрд рублей.

Что касается расходной части, то почти 70% средств традиционно были направлены на отрасли социальной сферы. В том числе, почти 34 млрд рублей на реализацию соцполитики, 28,6 млрд рублей на образование и более 25 млрд — на здравоохранение.

Он также подчеркнул, что в соответствии с Указами Президента, начиная с 2013 года, дополнительные расходы консолидированного бюджета на повышение оплаты труда основных категорий работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, соцзащита, культура) составили более 67 млрд рублей. То есть прирост собственных доходов в первую очередь направлялся на повышение зарплаты. Достигнутые соотношения уровня зарплаты работников к доходу от трудовой деятельности по региону будут сохранены в 2021 году.

Докладчик также напомнил, что в прошлом году существенную нагрузку на бюджет оказала пандемия коронавирусной инфекции. Расходы на мероприятия по противодействию COVID-19 в регионе составили почти 7 млрд рублей, 2,4 млрд из которых — средства областной казны. Основные расходы здесь — это стимулирующие выплаты медикам и работникам учреждений социального обслуживания. На них пришлось 42% (чуть менее 3 млрд рублей) всех расходов по данному направлению. Финансирование также направлялось на приобретение средств индивидуальной защиты, проведение ремонтных работ в медучреждениях, оснащение их медицинскими газами, приобретение дополнительного оборудования. На это было потрачено почти 1,5 млрд рублей только из средств региона.

Первый замруководителя департамента финансов также рассказал о структуре расходов на реализацию нацпроектов в 2020 году. Всего на мероприятия в рамках 12 национальных проектов в ушедшем году было направлено 22,5 млрд рублей, 6,7 млрд из которых — областные. В тройке лидеров по финансированию национальный проект «Здравоохранение» (5,8 млрд рублей), «Демография» (более 5 млрд), а также «Безопасные и качественные дороги» (3,7 млрд).

Алексей Чибисов особо подчеркнул, что по итогам исполнения бюджета-2020 объем госдолга Воронежской области сложился в размере 17,7 млрд рублей. Долговая нагрузка составила 18,7%, что ниже уровня 2018 года почти на 20 процентных пунктов. Снижение происходит опережающими темпами, чем даже предусмотрено соглашениями с Минфином (44%) При этом в структуре долговых обязательств нет банковских заимствований и ценных бумаг, только бюджетные кредиты.

Он также рассказал, что одним из основных направлений работы департамента остается выравнивание финансовых возможностей муниципалитетов и обеспечение сбалансированности всех местных бюджетов (до уровня поселений) по социально значимым расходам. В результате межбюджетного регулирования удалось сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципалитетов с 4,4 раза в 2012 году до 2 раз к 2021 году. Объем всех видов межбюджетных трансфертов муниципалитетам в 2020 году составил почти 40,5 млрд рублей. В том числе, на мероприятия, связанные с развитием и благоустройством территорий 23 млрд рублей. В конце года всем дотационным муниципалитетам традиционно оказана дополнительная финансовая помощь. В прошлом году ее объем составил 340 млн рублей, который частично позволил местным бюджетам иметь «подушку безопасности» на реализацию социально значимых расходов уже в начале 2021 года.

Среди задач на 2021 год докладчик отметил минимизацию расходов на обслуживание госдолга, финансовое обеспечение реализации нацпроектов, реализацию мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов, рост доходного потенциала области и оптимизацию расходов бюджета, а также ряд других направлений работы.

По окончании доклада парламентарии задали Алексею Чибисову вопросы и высказали ряд предложений. В частности, Николай Колосков затронул тему совершенствования системы финансирования наказов избирателей. Вопрос Владимира Верзилина касался особенностей исполнения на региональном уровне Майских указов Президента Владимира Путина. В свою очередь Александр Князев призвал финансистов рассмотреть возможность изыскания дополнительных средств на приобретение жилья для детей-сирот, чтобы более оперативно решить данный вопрос.

Далее перед депутатским корпусом выступил руководитель департамента экономического развития Данил Кустов. Он, в частности, рассказал об основных направлениях нормативной правовой деятельности департамента, среди которых особо отметил совместную работу с думским Комитетом по бюджетной политике, налогам и финансам. В 2020 году в рамках этой деятельности было подготовлено 22 законопроекта и 82 нормативных правовых акта правительства региона.

Докладчик особо подчеркнул, что прошедший год ознаменовался новыми вызовами, связанными воздействием пандемии на экономику и социальное развитие региона. Однако запас прочности, сформированный в предыдущие годы, позволил сохранить в Воронежской области макроэкономическую стабильность и избежать полной остановки экономики.

Тем не менее, ряд показателей по итогам года были отрицательными. Он рассказал о ситуации, складывавшейся в экономике до введения ограничений по коронавирусу, спаде, вызванном приостановлением деятельности организаций, а также поэтапном возобновлении работы различных отраслей.

Депутаты обсудили организацию борьбы с экономическими последствиями пандемии. Всего было принято 95 мер поддержки граждан и бизнеса как на федеральном, так и региональном уровне. Для предприятий действовало 66 мер, из которых 29 были финансовыми и 37 организационными. Для граждан было разработано 29 различных социальных мер, в том числе 15 финансовых.

В системе поддержки главный акцент был сделан на субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку в наибольшей мере пострадал частный бизнес, представляющий услуги населению. На федеральном уровне был определен перечень наиболее пострадавших отраслей, которые являлись получателями максимального количества мер поддержки. В нашем регионе в эту категорию попало более 27 тысяч субъектов МСП с численностью занятых почти 50 тысяч человек.

Всего в 2020 году мерами господдержки воспользовались более 20 тысяч субъектов малого бизнеса из пострадавших отраслей Общая сумма поддержки бизнеса по федеральным мерам составила порядка 19,5 млрд рублей. Среди них наиболее востребованными оказались гранты, льготные займы на выдачу зарплаты, льготное кредитование, кредитные каникулы, отсрочка налоговых платежей и т. д.

Федеральные меры были дополнены региональными. Депутаты Воронежской областной Думы утвердили льготы по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход, налогу на имущество для арендодателей торговых и бизнес-центров. Данил Кустов поблагодарил депутатский корпус за эффективное и оперативное принятие антикризисных законов.

В системе поддержки населения в приоритете была поддержка граждан, потерявших работу, а также семей с детьми. Общий объем дополнительных мер поддержки населения превысил 13 млрд рублей. Сюда вошли увеличенные пособия по безработице (получателями стали более 33 тысяч граждан, объем поддержки составил более 700 млн рублей), выплаты семьям безработных на детей (мерой воспользовались более 27 тысяч семей на сумму 380 млн рублей). Дополнительные ежемесячные и единовременные выплаты на детей обошлись казне в сумму около 12 млрд рублей.

Кроме того, около 8 тысяч заемщиков получили ипотечные кредиты по льготной ставке 6,5%. Объем таких заимствований составил в регионе около 12,5 млрд рублей. Реализация комплекса мер в целом смягчила негативные последствия распространения COVID-19 в регионе и предотвратила коллапс в экономике. По итогам 2020 года спад в региональной экономике будет менее глубоким, в целом по РФ. При этом стабилизируется ситуация и на рынке труда. Если по итогам 2020 года число безработных в регионе составляло 35,8 тысяч человек, то поданным на начало апреля текущего года уже 22,9 тысяч.

Докладчик депутаты обсудили работу по мониторингу и сопровождению особо значимых инвестпроектов. В 2020 году объем поддержки 71 особо значимому проекту составил почти 1,5 млрд рублей. Общий объем инвестиций по ним — почти 245 млрд рублей (только в 2020 году инвестиции составили 25 млрд рублей). В регионе в рамках данных проектов было создано 1400 высокопроизводительных рабочих мест, а всего же в ходе реализации данных инвестпроектов в регионе создано почти 19 тысяч рабочих мест.

Далее руководитель департамента экономразвития доложил депутатам об объеме бюджетных инвестиций в социальную сферу и инженерную инфраструктуру Воронежской области, в том числе, в рамках национальных проектов. В прошлом году на эти цели был заложен беспрецедентный объем средств — 14,3 млрд рублей, в том числе 7,8 млрд рублей из бюджета региона и муниципальных образований. Было профинансировано 252 объекта. По итогам года введено 133 объекта капстроительства, в том числе 16 детсадов, 4 школы и образовательный центр в Боброве, 7 спортивных объектов, 2 лечебных учреждения, 8 объектов культуры, 94 объекта инженерной инфраструктуры и дом-интернат современного типа для пожилых граждан. Докладчик напомнил, что формирование адресной инвестпрограммы региона в 2020 году происходило по новым принципам. Объекты включались не только на основании заявок глав муниципальных образований и руководителей департаментов. Это позволило снизить уровень субъективности при отборе проектов и привлечь к обсуждению широкий круг общественности: приоритетные списки прошли согласование с депутатами Воронежской областной Думы и в муниципальных образованиях.

В текущем году на реализацию областной адресной инвестпрограммы планируется направить почти 15,4 млрд рублей. Причем средства областного бюджета составят 8,6 млрд рублей, что более чем на 20 процентов выше уровня 2020 года. Финансирование будет направлено на строительство и реконструкцию 257 объектов. В этом году начато строительство подстанции скорой медпомощи в Центральном районе Воронежа, шести стационаров для районных больниц, а также шести поликлиник (среди них — поликлиника на Московском проспекте на 1100 посещений с подстанцией скорой помощи на 10 бригад). Предусмотрено выделение 2,5 млрд рублей на продолжение строительства значимых объектов здравоохранения — хирургического корпуса онкодиспансера, нового корпуса для лечения детей с онкологическими, гематологическими и ЛОР-заболеваниями.

В сфере физкультуры планируется сделать акцент на развитие массового спорта. Предусмотрено строительство и реконструкция 20 объектов, в том числе реконструкция спорткомплекса «Факел», строительство футбольного манежа в микрорайоне Шилово, центра спортивной гимнастики и стрелкового комплекса (также в Воронеже). Что касается районов области, то здесь запланировано строительство 7 спорткомплексов (включая два бассейна) — в Калаче, Борисоглебске, Боброве и Новой Усмани. Кроме того, современные стадионы появятся в Верхнем Мамоне, Грибановке, селе Заброды Калачеевского района, Нижнедевицке, Панино, Бутурлиновке, Подгорном, Семилуках и Воронеже.

Уделено внимание и модернизации инфраструктуры культурной среды: планируется продолжение реставрационных работ комплексе Ольденбургских, сооружение объектов на набережной в Воронеже, строительство культурно-досуговых центров в районах области.

Особое внимание при формировании областной адресной инвестпрограммы на 2021 год уделено финансовому обеспечению объектов, строительство которых предусмотрено нацпроектами. Объем запланированных средств из областного бюджета на 43 таких объекта составляет почти 3 млрд рублей, ожидаемое финансирование из федерального бюджета — почти 5,3 млрд рублей. По итогам текущего года планируется ввести в эксплуатацию 37 объектов. Среди них 8 детсадов, две школы (в Бабяково и Новой Усмани), пристройка спортзала к зданию Елань-Коленовской школы №2, пять объектов водоснабжения.

Данил Кустов также подробно остановился на реализации областной адресной программы капремонта объектов соцсферы, которая реализуется в регионе с 2019 года.

В прошлом году на 1,9 млрд рублей по этой программе было модернизировано 227 объектов, в том числе 101 объект образования, 75 — здравоохранения, 33 — культуры, 12 объектов спорта и три — соцзащиты.

Было отмечено, что в связи с пандемией в рамках этой программы проведены работы по обеспечению системой централизованного снабжения кислородом дополнительно создаваемого и перепрофилируемого коечного фонда медорганизаций.

В целях комплексного подхода к реализации проектов по программе капремонта было принято решение о ее дополнении мероприятиями по благоустройству прилегающей к объектам территории и оснащению необходимым инвентарем и оборудованием.

В 2021 году на программу капремонта предусмотрено уже 2,3 млрд рублей, в том числе, почти 300 млн на приобретение оборудования. На выделенные средства планируется отремонтировать 331 объект. Это 225 объектов образования 47, здравоохранения, 31 объекта культуры, 14 — спорта, а также 9 объектов соцзащиты.

По завершении доклада парламентарии также задали руководителю департамента свои вопросы.

Третьим вопросом повестки стал отчет о деятельности областного управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Об основных направления работы ведомства рассказал его руководитель Евгений Гончаров.

Отчеты были приняты депутатами Воронежской областной Думы единогласно.